Доступная среда
Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Нормативные документы по обеспечению доступности среды:
Федеральный закон от 01.12. 2014г. № 419
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. № 1309
Локальные акты:
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и предоставляемых услуг
Информация об оснащении МКДОУ Д/С "Теремок"
Адрес, телефон
|
Предоставление услуг на объекте, частично доступно с сопровождением
|
Информация по доступности
|
155125 Ивановская область, Лежневский район, с.Шилыково д.23
тел. +7(4932)314555
|
На данный момент здания детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.
Созданы условия доступности для инвалидов.
|
1. Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.
2. Кнопка вызова – нет.
3. Вывески со шрифтом брайля на контрастном фоне – имеются.
4. План-схемы каждого этажа с тактильным шрифтом Брайля – имеются.
5. На лестнице и на дверях для инвалидов с недостатками зрения не использована яркая предупрепреждающая окраска, на полу линии-ориентиры - нет
6. Сменные кресла-коляски – нет
7. Адаптированные лифты – нет
8. Поручни – нет
9. Пандус – нет
10. Подъемники – нет
11. Унитаз-комплект для инвалидов - нет
12. Раздвижные двери – нет
- Наличие специально оборудованных кабинетов |
отсутствуют |
- Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
- Наличие библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
- Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
- Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
отсутствуют |
- Специальные условия питания |
отсутствуют |
- Специальные условия охраны здоровья |
отсутствуют |
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
наличие "версии для слабовидящих" на официальном сайте МКДОУ Д/С "Теремок" |
- Наличие электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
отсутствуют |
|
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому дошкольные образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги-дошкольники должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчать процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип развития: взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания: соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности: создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия: установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители (законные представители)); педагог как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества: отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности: обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем - формирование у детей готовности к самостоятельному познанию.
7. Принцип здоровьесбережения: забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
- - - - - - - - - - * * * - - - - - - - - - -
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):- дошкольное воспитание,- внешкольное воспитание и образование,- среднее общее образование,- среднее профессиональное образование,- высшее профессиональное образованиеДетям предоставляется возможность посещать дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Полезные сайты